Кабанбай-батыр (настоящее имя Ерасыл) – герой казахского национально-освободительного движения, полководец. Выходец из племени найман, подрод – каракерей. Начинал карьеру с рядового бойца, постепенно поднимаясь по лестнице военной иерархии: командир отряда (жузбасы), полка (мынбасы), крупных соединений (туменбасы).
Еще подростком он опередил в физическом развитии многих своих сверстников и получил прозвище Нарбала, то есть «рослый юнец».
Но пришла беда. В казахские земли вторглись джунгары, и в битве за озеро Алаколь и высоту Барлык, что на южной стороне Тарбагатайских гор, погиб отец Ерасыла храбрый Кожагул. А следом от рук вражеского батыра Уольже пал и старший брат Есентай. Недруг надругался над мертвым телом Есентая, и Ерасыл поклялся отомстить.
Возмездие свершилось быстро. Пробравшись в стан неприятеля, под видом джунгарского воина и дождавшись полночи, юный мститель вонзил кинжал в сердце оторопевшего от неожиданности чужеземца…
Сбив со следа погоню, джигит домчался на рассвете до аула своего деверя Бердаулета и спустя пару дней именно здесь, на берегу Зайсана, совершил подвиг, убив копьем напавших на людей и табун вепрей, после которого его, Ерасыла, прозванного Нарбалой, народ начинает звать, не иначе как Кабанбай.
В 16 лет Кабанбай одолел в поединке джунгарского богатыря, грозного Долан Даши. Затем в жизни молодого воина были такие кровопролитные и запоминающиеся сражения, как Аягозское, Шогринское… особо памятным было Шаганское. Сам великий Абылайхан следил за развитием побоища. Обращаясь к Кабанбаю, после боя, Абылай сказал: «Батыр! Ты – мой разящий без промаха меч. Ты сегодня обрел славу. С этого дня твое имя Кабанбай станет еще одним призывным кличем казахов в борьбе с врагом. А я дарую тебе новое имя – Дарабоз (бесподобный, первый) и назначаю главным полководцем!»
Во главе казахских отрядов Кабанбай освобождал от джунгаров города Сайрам, Ташкент, территорию Восточного Казахстана. Большую часть жизни Кабанбай-батыр провел в седле боевого коня. За это время принял участие в 103 сражениях за освобождение от врагов родной земли и ни в одном из них не проиграл. А в жестоких поединках поверг 54 противника.
Историки считают, что он и умер в седле. Могила Кабанбая находится у берегов Ишима или Нуры, где жили его предки, прикочевавшие в древности с юга казахских земель.
Карасай батыр(1598-1671г.г.) Карасай Алтынайулы родился в 1598 году в Жетысу. Происходил из рода Шапырашты Старшего жуза.
Его отец Алтынай, по преданиям, обладал даром предвидения. Говорят, однажды он предсказал холодную зиму и джут, но в ханской ставке ему не поверили. Тогда юный Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или и Каратал. Зима, действительно, оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь скот. Карасай же весной пригнал многочисленные стада с приплодом. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего аргамака и проедь три раза через стадо овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по левую – хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло так, как сказал отец, и семья Алтыная не осталась в накладе.
Карасай батыр совершил много подвигов и был хорошо известен не только в казахской степи, но и за ее пределами. Первый свой подвиг совершил Карасай, когда ему было семнадцать лет. На быстроногом тулпаре ворвался он, во время одной из битв, в стан врага, и водрузил знамя на горе Суыктобе. После этой победы боевым кличем у казахов племени шапрашты стал Карасай.
В 1643 году Карасай принял участие в Орбулакском сражении, возглавленном ханом Жангиром и Алшын Жалантос батыром. В войнах 1652 он был одним из командующих казахскими войсками. Немало джунгарских воинов нашли смерть от меча Карасая. Он был военным советником хана Есима.
Территория казахских земель была условно разделена на четыре сектора. За юго-восточный сектор отвечал отряд Карасай батыра, за северо-восточный сектор – отряд Агынтай батыра, за северо-западный сектор – отряд Аманжол батыра, за юго-западный сектор – отряд Жалантос батыра. Карасай осуществлял координацию всех отрядов. Кроме того, батыр отвечал за то, чтобы по всему периметру границ казахских земель были возведены высокие сторожевые курганы, которые служили для сигнального оповещения населения об опасности: в случае приближения противника на них зажигали костры. Карасай батыр изучил всю территорию, чтобы предусмотреть наиболее вероятные места концентрации сил противника в случае агрессии, а также скрытые удобные для неожиданного появления подходы к этим местам.
Карасай батыр не различал казахов по жузам, родам и общинам. Для него существовали единый народ, единое Отечество, священные рубежи Родины, сохранности которых он посвятил свою жизнь. И состарившись, батыр жил чаяниями своего народа. Он учил молодых военному искусству, решал мирские споры. В 1669 году в составе казахского посольства Карасай отправился в Россию. Целью переговоров было установление добрососедских отношений с Российской империей и покупка оружия.
В 1671 году, в возрасте 73 лет, Карасай батыр переселился в мир иной, оставив достойных сыновей: Ауеза, Отепа, Кошека, Туркпена.
Мощь и безудержная отвага Карасай батыра передались и его потомкам. Батыры XVII-XIX веков: Кастек, Сураншы, Караш, Саурык, Самсы, Жапек, Сыпатай, Даулет, Каумен – прямые потомки Карасай батыра.
Богенбай-батыр (1690-1775) - прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Он снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". Богенбай родился на берегу Сырдарьи. Из рода аргын. Дедом батырабыл Альдеун, отцом - Акша, матерью - Баяу. Первое боевое крещение Богенбая, вкотором он одержал победу в единоборстве с джунгарским батыром, состоялось в1712 году в местности Сарайлы, на берегу реки Кара-Кенгир в Улытау у мавзолеяЖошы хана. Оттуда началась слава Богенбая Акшаулы. Под его началомотражались нападения калмыков у берегов рек Сары-су, Нура, Есиль, Шу.Богенбай, вместе с Абылай ханом, возглавил битву за освобождение столицы казахов Туркестан и города Сауран от джунгаров и изгнал их за Джунгарский Алатау.
При участии Богенбая хан составил первое казахское правовое уложение «Жети жаргы» - «Семь истин». Судьбой ему выпало объединение разрозненных сил казахских жузов для отпора врагу.
Он возглавил тридцатитысячное казахское войско в великой Анрахайском сражении, где было нанесено сокрушительное поражение джунгарам.
В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом, Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи.
Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам. Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Абылай-хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией. Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Богенбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахмета Яссауи в городе Туркестане.