Иван Евдокимович Егоров, житель Новокузнецка, ездит на уникальном автомобиле, который собственноручно собрал по собственному эскизу из приобретенных им деталей. Чтобы ездить на своем эксклюзивном творении, Иван Евдокимович потратил большую часть своей жизни, дабы добиться регистрации машины в ГИБДД. Далее вас ждут мотивы и история создания этого персонального автомобиля.
Далее авторский текст.
Иван Егоров родился в 1925 году в небольшой деревне в Куйбышевской области. Впервые за руль он сел 13-летним подростком – возил на \«полуторке\» пшеницу на элеватор. В это трудно поверить, но к настоящему времени документально подтвержденный водительский стаж Ивана Егорова составляет 62 года!
В феврале 1943-го Иван Егоров попал на фронт. Не одну тысячу километров пришлось проехать юному шоферу по военным дорогам. Две медали \«За боевые заслуги\», \«За освобождение Киева\», \«За освобождение Праги\», \«За победу над Германией\» — вот лишь некоторые вехи его славного боевого пути. За годы войны Егорову довелось покрутить баранку и легендарного Studebaker, и Dodge ?, и трехтонного ЗИС-5, и знаменитой \«полуторки\» ГАЗ-АА. Кстати, первое свое водительское удостоверение Иван Егоров получил только в 1946 году. До этого у него была лишь шоферская книжка.
Демобилизовался Иван Евдокимович в 1950 году, тогда же и перебрался в Новокузнецк. Любимой профессии изменять не стал. 28 лет отработал в Байдаевском дорстрое на МАЗ-200 и 205. Потом еще 8,5 лет в Новокузнецкой автобазе на длинномере \«Урал-377\». Водители в 50-60-ые годы зарабатывали неплохо. Ивану Евдокимовичу вполне по средствам было приобрести и \«Москвича\», и престижную в те времена \«Победу\». Но была у него мечта.
Задумал Иван Егоров собрать машину самостоятельно, да такую, чтоб в целом мире краше ее не было. Сказано – сделано.
К работе он приступил в 1958 году. Дизайн разработал сам, ничьих советов не спрашивал. Сначала трудиться приходилось в комнате неблагоустроенного барака. В 1961-ом у Ивана Евдокимовича появился гараж, напротив которого он соорудил верстак. На этом невзрачном верстаке и рождалась машина его мечты. Вся, до последнего винтика.
Посмотреть как дизайнер-самоучка гнет прессами и домкратами миллиметровую сталь холодной прокатки, воплощая в жизнь свои смелые замыслы, собирались сотни зевак. Каждый пытался что-то подсказать. Но Иван Евдокимович никого не слушал. Это была его, и только его машина. Окончательный облик \«Ласточка\» обрела лишь в 1965-ом году, спустя семь лет после начала работ.
Второй \«Ласточки\» не было, нет и, наверное, никогда не будет. Пожалуй, начать нужно с того, что это автомобиль-амфибия. Именно поэтому у него такое гладкое, полуторамиллиметровой стали днище и напрочь отсутствуют двери. Правда, последний раз Иван Евдокимович переплывал на \«Ласточке\» Томь очень давно – лет сорок назад.
Нынешний вариант сдвижной, с окнами из оргстекла крыши уже шестой по счету. Поначалу машина была двухместной, да и сам дизайн был заметно другим. На радиаторе \«Ласточки\» первое время красовалась пятиконечная звезда. Воздухозаборник находился в верхней части капота, сам капот был значительно выше. Иначе были расположены фары.
Изначально длина машины составляла 5,55 м (совсем, как у ЗИМа). Впоследствии, устав бороться с чиновниками (об этом речь впереди), Иван Евдокимович укоротил ее до 4,8 м.
Двигатель на \«Ласточке\» — от ГАЗ-21. Оттуда же взята трехскоростная коробка передач и подвеска. При этом база \«Ласточки\» короче \«волговской\» на 25 см. Все, даже самые мелкие детали Егоров изготавливал вручную. Чехлы для сидений и те шил сам, покупая материю в магазине \«Юный техник\».
Вес автомобиля с крышей и заполненным баком составляет 1400кг. Больше 120 км/ч Иван Егорович на своей \«Ласточке\» разгоняться не пробовал. Да и вообще за всю жизнь он так и не рискнул выбраться на машине дальше Кузедеева и Прокопьевска. Впрочем, на это существовали отдельные причины.
Дело в том, что зарегистрировать в СССР самодельную машину было почти невозможно. Дважды Иван Евдокимович ездил в Москву, в ГАИ СССР, в Главное управление МВД, побывал даже в Верховном Совете. Везде он показывал чертежи, демонстрировал фотографии, убеждал высокопоставленных партаппаратчиков зарегистрировать его \«Ласточку\». Но всегда он получал один и тот же ответ: рядовой советский человек не имеет права ездить на машине, длина которой превышает 3,6 м.
Четверть века \«Ласточка\» находилась на нелегальном положении. Целых 25 лет конструктор уникального автомобиля вынужден был заискивать перед каждым встречным автоинспектором. За это время Егоров успел стать героем популярной телепередачи \«Это вы можете\», выиграть два всесоюзных конкурса среди создателей самодельных автомобилей. Еще в середине 70-ых высоколобые эксперты из Москвы испытали \«Ласточку\» во всех возможных режимах и дали исчерпывающее заключение: машина пригодна к эксплуатации, а потому подлежит немедленной регистрации в ГАИ.
Однако госномером \«Ласточка\» обзавелась лишь в 1988 году, спустя 23 года после того, как была создана. Получая документы, Иван Евдокимович не смог сдержать слез. Добрая треть жизни ветерана войны и труда ушла на преодоление бюрократических барьеров!
Любопытно, что в техпаспорте \«Ласточки\» обозначен 1977 год выпуска. Когда Егоров поинтересовался происхождением этой записи, гаишники, потупив глаза, признались, что документы на регистрацию все эти годы пролежали под сукном. Спустя 11 лет после заключения экспертов, справедливость все-таки восторжествовала.
Сейчас Иван Евдокимович ездит мало. Но образ жизни пенсионер по-прежнему предпочитает активный. Последние 18 лет он не сидит целыми днями дома, а с 10 утра до 10 вечера возится в гараже, помогая соседям-автолюбителям в ремонте их \«железных коней\». Гараж для Егорова – вторая квартира. Здесь у него и телевизор, и холодильник, и радио, и магнитофон. Даже душ имеется.
В былые времена Егорова с его \«Ласточкой\» частенько приглашали на свадьбы. Молодоженам нравилось кататься на роскошном, похожем на американский, кабриолете. Сейчас у молодых иные вкусы.
И все-таки на \«Параде старых автомобилей\», прошедшем в Новокузнецке 9 мая, зрители готовы были носить Ивана Евдокимовича на руках. Фронтовик-орденоносец на эксклюзивном и стильном автомобиле казался им воплощением самой Победы.
И если когда-нибудь в Новокузнецке появится автомобильный музей, экспонатом №1 в нем должна стать именно \«Ласточка\» — символ человеческого долготерпения, трудолюбия и безграничной веры в собственные силы.